Исторические справки.Бортсурманы (ч. 1)

исорические справки

Точных архивных данных о существовании нашего села не существует. По сохранившимся преданиям, передаваемым из поколения в поколение, можно предполагать, что наше село возникло более 400 лет тому назад. Среди дремучих лесов в конце XVI века возникает небольшое татарское поселение там, где сейчас расположено здание старой средней школы и рядом находящиеся жилые дома. Сохранившиеся остатки могил (вещи, оружие, украшения) дают предположение, что здесь находилось и татарское кладбище.

С усилением русского государства власть Москвы стала распространяться на Восток. Границей русских земель на востоке становится река Сура. В 1552 году с захватом г. Казани закончилось присоединение всего Казанского ханства к Московскому государству. Царь Иван Грозный вновь завоеванные земли дарил своим приближенным-дворянам, помещикам, которые на эти земли стали завозить крепостных крестьян. татары вынуждены были с обжитых мест уйти и искать свободные земли, т.к. не хотели, чтобы их угнетали, чтобы власть крепостного права распространялась на них. Часть татар хозяевами-помещиками была истреблена. Так как на месте татарского поселения возникает небольшая русская деревушка  по названию Старо-Никольское, окруженная дремучими непроходимыми лесами, рекой и многочисленными озерами. А это давало возможность населению заниматься охотой, рыбной ловлей, сбором меда  диких пчел. Позднее жители деревни Старо-Никольское стали распахивать пустоши под посевы, а когда земледелие стало их главной задачей, сносят и раскорчевывают леса, увеличивая запашку. Неотъемлемой частью земледелия становится занятие крестьян по разведению скота.

С годами население росло и уже к середине XVII века деревня Старо-Никольское стала насчитывать несколько десятков домов. Местные помещики нещадно эксплуатировали крестьян. Оброк, барщина, чересполосица делали жизнь крестьян невыносимой. Поэтому не случайно местные крестьяне с большой радостью встречали войска восставших крестьян времен Степана Разина. Один из отрядов Степана Разина ,возглавляемый Максимом Кривоносом, проплывал на лодках  вверх по Суре, которая в те времена протекала на месте современного озера «Барабанское». Восставшие войска, проплывая мимо населенных пунктов, расположенных рядом с рекой, били в барабаны, призывая местное население к борьбе против помещичьего произвола. Битье в барабаны как память об этом событии позднее нашло свое выражение в названии озера «Барабанское».

В конце XVII века местное население кроме земледелия и скотоводства занимается ремеслами. Излишки сельскохозяйственных продуктов и ремесленные изделия местные крестьяне продают в городе-крепости Курмыше, постороенном еще в 1372 г. во времена Ивана Грозного, как опорный пункт против ханской Казани. Продажа собственных продуктов вызывалась необходимостью уплаты оброка помещикам.

На грани XVII и  XVIII веков происходит такое важное событие, как перенесение деревянной церкви из сельца Рословки в Старо-Никольское, после чего деревня стала называться селом.

В 1773 году Поволжье охватывает новая мощная волна народного движения под руководством Емельяна Пугачева, вызванная жестокой эксплуатацией крестьян помещиками. После захвата крепости Курмыш и казни там богатеев отряды Пугачева  по большой дороге двинулись по направлению нашего села. Напуганные помещики бежали в леса, зато крепостные крестьяне встречали отряды восставших колокольным звоном. После подавления восстания Пугачева жизнь крестьян в селе еще более ухудшилась. Село было поделено между помещиками Пазухиным, Шипиловым, Литвиновым, которые все соки высасывали из крепостных крестьян, заставляя работать на усадьбе помещика 5-6 дней в неделю.

Во второй половине XVIII века в селе вместо деревянной была построена каменная церковь, здание которой (кроме двух приделов, построенных позднее) сохранилось до настоящего времени. Вскоре после построения каменной церкви в 90-х годах XVIII века произошло событие, которое потрясло всю округу. Крестьяне, доведенные до отчаянья тяжелой жизнью, на паперти новой каменной церкви убили управляющего помещика Пазухина, который жестоко угнетал крестьян. Разгневанный помещик Пазухин созвал крестьян и заявил: «Ваше село было бусурманским (т.е. татарским), так и останется. Отныне оно будет называться Бусурманами«. Но земский съезд не утвердил этого названия, а дал название селу — Бортсурманы (борт Суры).

 

 

 

 

Добавить комментарий