Под знаком Пушкина

Впечатление

Первое впечатление было такое, что Юля Павлова рассказывает наизусть выученный текст. Как-то не увязывались в голове ее возраст и то как она говорит.

1

И поневоле захотелось подчистить свою речь от слов паразитов, чтобы в разговорах с подобными эрудитами не выглядеть тем, кого до сих пор обзывают «дерёвней». И это впечатление усилилось после того, как запись с диктофона переводилась в текст. Попробуйте сами — запишите ваш разговор с кем-то, а потом прослушайте, а лучше запишите в текстовом редакторе. Вы ужаснетесь оттого, насколько коряво мы разговариваем. А разговор Юли Павловой мне даже не пришлось редактировать, как говорила, так оставил. Но текст не в состоянии передать, как эмоционально и живо она рассказывала о Пушкине, что наводит на мысль подобные встречи выкладывать в видео формате.

Конференция

— Это десятая конференция под знаком Пушкина, в которой участвуют учащиеся разных районов нижегородской области. Сначала ученики отбираются внутри школы — отбираются их работы, их рефераты, затем среди районов и уже лучшие среди районов попадают на областную конференцию.

От нашего района получается…
— Я и еще пять человекСначала там была презентация книги о Наталье Гончаровой  «Чистейшей прелести чистейший образец». Её презентовали гости из Новомосковска, по -моему, это Тверская область. Они вплотную занимаются исследованием творчества Пушкина, а также его жизни. Затем началась первая часть конференции, где прослушали, если я не ошибаюсь, двенадцать учеников, среди них были и ученики из нашего района. Я защищала свой реферат на второй день, который так же начался с презентации еще одной книги — «Люди двенадцатого года», в которой рассказывается о героях Отечественной войны 1812 года, которые общались с Пушкиным.Перед выступлением я очень сильно волновалась, потому что это страшно. Было всего сорок человек, но такая атмосфера, некоторые люди, скажем так, даже мечтали завалить некоторых учеников.
— О как! Это такая жесткая конкуренция?
— Была конкуренция, но, слава Богу, всё обошлось. Я отвечала на все вопросы, которые мне задавали…

2

Вопросы

— А какие вопросы?
— Я работала над темой «Александр Сергеевич Пушкин —  как исследователь в работе над историей Пугачёва » и открыла для себя массу интересного — оказывается Александр Сергеевич Пушкин был не только незаурядным поэтом и писателем, но и обладал важными качествами историка профессионала. Это и философский склад ума и его политическая пытливость, которая вынуждает думать о том, куда идет общество, а также необыкновенное трудолюбие в избрании исторических материалов. Кроме того, он одним из первых историков-исследователей начал привлекать в своей работе свидетельства очевидцев. Он ездил в Оренбургскую губернию и общался с местными старожилами — свидетелями Пугачевского бунта.
— Т. е. — у него практически первоисточники были…
— Конечно, он отобрал массу источников, среди них, кстати, были и запрещенные архивные документы, но так как ему поручили работать над историей графа Суворова, ему удалось найти некоторые документы, которые нужны были для своей работы.
Книга не сразу понравилась, она даже вызвала плохие настроения в обществе…
— Почему?
— Хотя Николай Первый допустил ее к печати, но в широких кругах дворянства ее воспринимали как крестьянскую записку. Ведь Александр Сергеевич стремился подойти к социальному смыслу крестьянских бунтов. Ведь люди устроили эту войну не для того , чтобы… получить от этого какое-то удовольствие, они вынуждены были пойти на это из-за тяжелой ситуации, в которой они находились. Ведь мы прекрасно знаем, в каком положении тогда находилось крестьянство. Им было очень тяжело. И Емельян Пугачев дал им возможность посчитаться с самодержавием, но — этого не получилось.

3

 Анархия

Тут директор школы, в кабинете которого проходила беседа, не выдержал и тоже подключился:
— А может Пугачевский бунт  — это стремление русского человека к анархии? Стихийный бунт, это как желание разбить все горшки на кухне…
— Существует несколько версий и каждый воспринимает это со своей точки зрения, но Александр Сергеевич Пушкин стремился рассмотреть именно в том плане, что крестьянство в борьбе с невыносимо тяжелыми условиями пришло к бунту, к восстанию.
— Емельян Пугачев не собирался же свергать саму систему русского самодержавия, о выступал в роли кого ? Петра, да? — уточнил господин Кабаев, —  И за ним просто пошли — вот он царь Петр…
— Народ ему поверил, он обещал много.Хотя…Возможно, если бы он стал правителем, наверно был бы как все или ввёл бы еще более жесткий .

Награды

— Вернемся к реферату…
— Из двадцати пяти работ было отобрано пять лучших. К сожалению я не вошла в пятерку…Это были ученик десятых и одиннадцатых классов, один из них — ученик пильнинской школы. То есть в нашем районе тоже есть победители.
Награждали почетными призами людей, которые активно работали в зале — задавали вопросы, вступали в дискуссии по поводу той или иной темы. Я тоже, кстати, получила награду за работу в зале.
— Что это, если не секрет?
— Это две книги о творчестве Пушкина. Кроме того были многочисленные экскурсии, я тоже это считаю своеобразным подарком, потому что я первый раз побывала в Ольховке…Замечательная атмосфера пушкинских произведений, чувствуешь себя героем его «Повестей Белкина». Кроме того, мы посетили музей-заповедник в Большом Болдино и, хотя я уже не первый раз приезжала туда, каждый раз открываешь это место по-новому.
— В тебе Пушкин историк задавил Пушкина лирика?
— Нет. Мне кажется Пушкин -лирик и Пушкин-историк в каком-то смысле равноправны и хотя лирика Пушкина, безусловно, сокровище русской литературы, а исторических трудов Пушкина было меньше, тем не менее — практически каждое его произведение проникнуто историзмом. Он четко передает эпоху, кропотливо отбирает источники, для того, чтобы как можно лучше, как можно точнее отобразить информацию, отразить атмосферу той эпохи, о которой он повествует. Например, тот же самый Пугачёв. Ведь сначала А.С. Пушкин задумал план романа «Капитанская дочка», но когда он приступил к написанию романа, то понял, что материала маловато. И сначала, как я уже говорила, он обратился к архивным материалам, затем стал разыскивать в Петербурге людей, в той или иной степени пересекавшимися с пугачёвцами. А также, уже не удовлетворившись архивными материалами и свидетельствами очевидцев из Петербурга, он решил поехать на Урал в Оренбургскую губернию. Он совершил специальные поездки в Нижний Новгород, Казань, Оренбург,Уральск, Тверскую слободу, чтобы там пополнить свои сведения об обстоятельствах восстания.
— Юль, в будущем кем будешь — пушкинистом?
— Не знаю, я еще не решила.

DSCN3360

А я чё?

Бородатое послесловие.
Сидит мужик на рыбалке с собакой. Тишина, благодать. Вдруг выныривает из воды лошадь и говорит:
— Мужик, закурить не найдется?
Мужик опешил, пока думал, что ответить, лошадь нырнула и уплыла.
Он в шоке поворачивается к собаке, а та ему:
— А я чё? Я ни чё, я сама офигела.
Вот и в кабинете Александра Владимировича, после ухода Юли , была примерно такая же сцена.

Реферат Юли Павловой будет опубликован на сайте в день рождения Пушкина.

Добавить комментарий