В начале XX века территория Курмышского уезда составляла 3787 квадратных верст. Уезд делился на следующие волости: Анастасовскую, Алгашинскую, Атаевскую, Красночетайскую, Бортсурманскую, Бахаревскую, Верхне-Талызинскую, Деяновскую, Ждановскую, Знаменскую, Петряксинскую, Волховскую, Мурзицкую, Чембилеевскую, Пильнинскую и Языковскую.
Уезд населяло 210436 жителей, из них 60% русских, 20% чувашей, 15% татар и 5% мордвы.
Есть у нас удивительные места: негромкие, казалось, забытые, но связанные с именами, являющимися гордостью русской культуры. Вот, например, с.Теплый Стан Курмышского уезда, выходцами которого являются А. Сеченов, Филатовы, Ляпуновы, Крылов. С. Болобоново того же уезда (ныне Пильнинского района), где родился известный композитор Касьянов.
Крупные населенные пункты уезда:
1. Майдан — 6117 жителей.
2. Собачий Остров — 5600.
3. Петряксы — 5418.
4. Медяна — 5200.
5. Чембилеи — 45200.
6. Медяна — 4370.
7. Рыбушкино — 4218.
8. Красный Остров — 3240.
9. Ново-Мочалеи — 3240
10. Алгаши — 3798.
11. Пильна — 3257.
12. В. Талызино — 3008.
13. Наваты — 2650.
14. Ратово — 2563.
15. Жданово — 2691.
Фабрик и заводов в Курмыше никогда не было, правда, попытка к созданию промышленности была.
По сведениям местных жителей, владелец Турбанской фабрики просил разрешения на постройку завода в Курмыше, но городские «головы» не разрешили.
Из 32829 хозяйств в 1911 году имели скот 88,5%, 11,5% не имели никакого скота.
Ни лошадей, ни коров не имели 15,5% — 5087 хозяйств,
безлошадных — 9177 хозяйств — 28%,
бескоровных — 7627 хозяйств — 23,2%.
С одной лошадью — 68,2% хозяйств,
с двумя лошадьми — 27,3%,
с тремя лошадьми — 3%,
с четырьмя и больше — 0,6% хозяйств,
с одной коровой было 83,3% хозяйств,
с двумя коровами — 14,6%,
с тремя — 1,8%,
с четырьмя и более 0,3% хозяйств.
Львиную долю в торговле края занимали хлеб и скот.
Торговля хлебом проводилась на местных базарах и через спекулянтов. Торговцы хлебом, особенно осенью, пользуясь крестьянской нуждой в деньгах, скупали хлеб по дешевой цене и весной с открытием навигации по Суре вывозили его в полухлебные губернии, особенно в Ярославскую, Костромскую. Крупным центром скупки и вывозки хлеба водным путем был Курмыш. Вывозили хлеб за пределы уезда в зимнее время и обозным путем в Лысково, Работки и другие места. То же самое и с торговлей скотом. Избыток скота вывозился за пределы уезда гуртами в живом виде и в убойном обозным путем в зимнее время. Даже гусей (особенно чуваши) гоном отправляли в Н.Новгород.
Говоря о торговле, нельзя не сказать о транспортном значении Суры. Прежде всего о ее названии. Известно несколько объяснений. Одни утверждают, что это название состоит из двух слов: Су (от тюркского — «вода») и ра (обычное окончание названия многих рек). Другие считают, что это слово мордовское и в переводе означает «просо» (сокращенно от Суралей — Просяная река). В доказательство этого указывается, что «первой культурой, которую возделывали мордва в присурских местах, было просо». Некоторые утверждают, что это название происходит от марийского наименования реки Шур, что в переводе означает «строг» (по отношению к Волге). Есть и еще одно мнение, что Сура происходит от чувашского слова Сюре — «мутная», потому, что вода в Суре на всем ее протяжении мутная, густая. Происходит это от того, что русло Суры состоит из очень мягкого грунта — песка и иловатой глинистой земли, поэтому вода в весеннее время необыкновенно мутная.
В среднем Сура свободна от льда 216 дней, а в 1877 году и того больше — 234 дня.
В половодье уровень Суры поднимается от трех до шести метров и в это время делается судоходной от города Пензы. В остальное время регулярное судоходство поддерживается на участке Васильсурск—Курмыш, с меньшей регулярностью — Васильсурск — Алатырь.
Основным препятствием для нормального судоходства по Суре, как прежде, так и теперь, является мелководье. Уровень воды на Суре со дня вскрытия поднимается в течение 20 дней и затем в течение месяца убывает, и наступает время, когда на некоторых мелях воды бывает не более 50 см.
Были случаи, когда запоздавший из Пензы транспорт со спиртом разгружался, не дойдя до Волги, и отправлялся или сухопутным путем, или по воде на лодках.
Наряду с мелями, большим препятствием для судоходства на Суре являются корни, которых здесь очень много.
В 1876 году из-за корней на Суре затонул пароход «Бабочка».
Судоходное значение Суры в начале 60-х годов XIX в. было больше, чем Волги в пределах Симбирской губернии, это видно из нижеследующих данных: если вся масса волжских грузов в пределах Симбирской губернии оценивалась в 162300 руб., то масса сурских грузов за указанный период составляла 1796000 рублей.
По Суре проходило от 150 до 250 баржей и расшив. Что касается грузов по Суре на Курмышской пристани, то их состав виден из следующих данных: ржи — 120000 пудов, овса — 70000 пудов в год (в среднем за четырехлетие 1871 — 1874), серного колчедана до 500000 пудов (1892—93 г.г.), тряпья — 4000 пудов. Кроме того, в среднем за год (1872— 1876) сплавлялось 256400 бревен леса и от 3-х до 6-ти тысяч сажен дров. (Данные взяты из книги Рогозина «Волга от Оки до Камы»).
В прошлом грузы шли преимущественно вниз по Суре в Волгу (если не считать керосин и соль), а в составе грузов преобладали лес и хлеб.
Что касается будущего Суры, то оно в значительной мере будет зависеть от Чебоксарской ГЭС. Подъем воды по плану должен достичь 68-й отметки над уровнем моря.