Население и его занятие

В начале XX века территория Курмышского уезда составляла 3787 квадратных верст. Уезд делился на следующие волости: Анастасовскую, Алгашинскую, Атаевскую, Красночетайскую, Бортсурманскую, Бахаревскую, Верхне-Талызинскую, Деяновскую, Ждановскую, Знаменскую, Петряксинскую, Волховскую, Мурзицкую, Чембилеевскую, Пильнинскую и Языковскую.

Уезд населяло 210436 жителей, из них 60% русских, 20% чувашей, 15% татар и 5% мордвы.

Есть у нас удивительные места: негромкие, казалось, забытые, но связанные с именами, являющимися гордостью русской культуры. Вот, например, с.Теплый Стан Кур­мышского уезда, выходцами которого являются А. Сеченов, Филатовы, Ляпуновы, Кры­лов. С. Болобоново того же уезда (ныне Пильнинского района), где родился известный композитор Касьянов.

Крупные населенные пункты уезда:

1. Майдан — 6117 жителей.
2. Собачий Остров — 5600.
3. Петряксы — 5418.
4. Медяна — 5200.
5. Чембилеи — 45200.
6. Медяна — 4370.
7. Рыбушкино — 4218.
8. Красный Остров — 3240.
9. Ново-Мочалеи — 3240
10. Алгаши — 3798.
11. Пильна — 3257.
12. В. Талызино — 3008.
13. Наваты — 2650.
14. Ратово — 2563.
15. Жданово — 2691.

Фабрик и заводов в Курмыше никогда не было, правда, попытка к созданию промыш­ленности была.

По сведениям местных жителей, владелец Турбанской фабрики просил разрешения на постройку завода в Курмыше, но городские «головы» не разрешили.

Из 32829 хозяйств в 1911 году имели скот 88,5%, 11,5% не имели никакого скота.

Ни лошадей, ни коров не имели 15,5% — 5087 хозяйств,

безлошадных — 9177 хозяйств — 28%,

бескоровных — 7627 хозяйств — 23,2%.

С одной лошадью — 68,2% хозяйств,

с двумя лошадьми — 27,3%,

с тремя лошадьми — 3%,

с четырьмя и больше — 0,6% хозяйств,

с одной коровой было 83,3% хозяйств,

с двумя коровами — 14,6%,

с тремя — 1,8%,

с четырьмя и более 0,3% хозяйств.

Львиную долю в торговле края занимали хлеб и скот.

Торговля хлебом проводилась на местных базарах и через спекулянтов. Торговцы хле­бом, особенно осенью, пользуясь крестьянской нуждой в деньгах, скупали хлеб по деше­вой цене и весной с открытием навигации по Суре вывозили его в полухлебные губернии, особенно в Ярославскую, Костромскую. Крупным центром скупки и вывозки хлеба вод­ным путем был Курмыш. Вывозили хлеб за пределы уезда в зимнее время и обозным путем в Лысково, Работки и другие места. То же самое и с торговлей скотом. Избыток скота вывозился за пределы уезда гуртами в живом виде и в убойном обозным путем в зимнее время. Даже гусей (особенно чуваши) гоном отправляли в Н.Новгород.

Говоря о торговле, нельзя не сказать о транспортном значении Суры. Прежде всего о ее названии. Известно несколько объяснений. Одни утверждают, что это название состоит из двух слов: Су (от тюркского — «вода») и ра (обычное окончание названия многих рек). Другие считают, что это слово мордовское и в переводе означает «просо» (сокращенно от Суралей — Просяная река). В доказательство этого указывается, что «первой культурой, которую возделывали мордва в присурских местах, было просо». Некоторые утверждают, что это название происходит от марийского наименования реки Шур, что в переводе означает «строг» (по отношению к Волге). Есть и еще одно мнение, что Сура происходит от чувашско­го слова Сюре — «мутная», потому, что вода в Суре на всем ее протяжении мутная, густая. Происходит это от того, что русло Суры состоит из очень мягкого грунта — песка и иловатой глинистой земли, поэтому вода в весеннее время необыкновенно мутная.

В среднем Сура свободна от льда 216 дней, а в 1877 году и того больше — 234 дня.

В половодье уровень Суры поднимается от трех до шести метров и в это время делается судоходной от города Пензы. В остальное время регулярное судоходство поддерживается на участке Васильсурск—Курмыш, с меньшей регулярностью — Васильсурск — Алатырь.

Основным препятствием для нормального судоходства по Суре, как прежде, так и теперь, является мелководье. Уровень воды на Суре со дня вскрытия поднимается в тече­ние 20 дней и затем в течение месяца убывает, и наступает время, когда на некоторых мелях воды бывает не более 50 см.

Были случаи, когда запоздавший из Пензы транспорт со спиртом разгружался, не дойдя до Волги, и отправлялся или сухопутным путем, или по воде на лодках.

Наряду с мелями, большим препятствием для судоходства на Суре являются корни, которых здесь очень много.

В 1876 году из-за корней на Суре затонул пароход «Бабочка».

Судоходное значение Суры в начале 60-х годов XIX в. было больше, чем Волги в пределах Симбирской губернии, это видно из нижеследующих данных: если вся масса волжских грузов в пределах Симбирской губернии оценивалась в 162300 руб., то масса сурских грузов за указанный период составляла 1796000 рублей.

По Суре проходило от 150 до 250 баржей и расшив. Что касается грузов по Суре на Курмышской пристани, то их состав виден из следующих данных: ржи — 120000 пудов, овса — 70000 пудов в год (в среднем за четырехлетие 1871 — 1874), серного колчедана до 500000 пудов (1892—93 г.г.), тряпья — 4000 пудов. Кроме того, в среднем за год (1872— 1876) сплавлялось 256400 бревен леса и от 3-х до 6-ти тысяч сажен дров. (Данные взяты из книги Рогозина «Волга от Оки до Камы»).

В прошлом грузы шли преимущественно вниз по Суре в Волгу (если не считать керо­син и соль), а в составе грузов преобладали лес и хлеб.

Что касается будущего Суры, то оно в значительной мере будет зависеть от Чебоксар­ской ГЭС. Подъем воды по плану должен достичь 68-й отметки над уровнем моря.

Деревня становится селом

Добавить комментарий