Директор. Пожизненый статус?

Кабаев Александра ВладимировичаСегодня  День Учителя.

У каждого из нас много не сказанных слов благодарности нашим Учителям за их терпение, доброту и преданность своему долгу.
Пока мы учимся, неважно на какие оценки, нам не терпится вырваться из-под этой постоянной опеки Учителей. Нам кажется, что мы лучше знаем, что нас излишне контролируют, что это не их дело, каковы мы вне школы…
А потом мы взрослеем, и возникает вопрос, кем были бы мы, если бы не  наши Учителя?

Эта статья  — моя персональная благодарность  всем Учителям, которые были в моей жизни. Не все они были педагогами по образованию, но всех их объединяет одно – служение Добру.

Такой вот Учитель на триста процентов – директор Бортсурманской средней школы Кабаев Александр Владимирович. Для меня он еще является образцом вымирающего племени русской интеллигенции. Про таких я читал у наших классиков, идеалисты, свято верящие в непобедимость Добра и Справедливости под знаменами Знания. Александр Владимирович еще и человек сугубо нашего времени. Поэтому его отличает бьющая через край энергия и практичность, применение которой, очень хорошо заметно в школе. Ремонты, компьютеры, кружки, победы школьников в спорте и многое другое, что характеризует Александра Владимировича, как талантливого руководителя, для которого должность руководителя педагогического коллектива далеко не предел.

Эта беседа состоялась утром 4 октября в кабинете Александра. Кофе в чашках. Диктофон в телефоне на столе. Сначала была идея обозначить места в разговоре, прерываемые смехом, смайликом или типа такого – (смеемся), но… Вобщем ни к чему 😉 Вопросы — Тюрин Владимир — Т.В.,ответы — Кабаев Александр Владимирович — К.А.В.

Музыка

Т.В.: — Давайте начнем про музыку. Какую музыку слушаете?
К.А.В.: — Да я фактически не слушаю никакую музыку.
Т.В.: — У Вас в машине классика была…
К.А.В.: — Классика была…Диск исцарапался и перестал работать..
Т.В.: — И теперь без музыки?
К.А.В.: — Сейчас музыка, которая не имеет никакого отношения к музыке.

Книги

Т.В.: — Книга, которая сейчас читается?
К.А.В.: — Последняя книга, которую я прочитал, это…Автора не помню, «Тигроловы» называется
Т.В.: — Даже не слышал про такую…
К.А.В.: — И я тоже не слышал, она случайно попалась. О людях, которые ловят тигров на Дальнем Востоке, не применяя для этого оружии, фактически – руками.
Т.В.: — Мощно.
К.А.В.: — Я тоже  удивился. Рассказываю охотникам, они мне не верят. Я говорю, давайте я вам дам книгу, вы почитаете. Ну, на самом деле, кто из них будет читать книги.
Т.В.: — А  мп3 книги  в машине? Вы же все равно ездите?
К.А.В.: — Там нет такой возможности.
Т.В.: — Как раз полчаса, пока из Пильны сюда едете.
К.А.В.: — Нуу, хватает мне читать, чтоб еще и в машине читать.
Т.В.: — А вот, кстати, если бы был вариант сменить работу и не ездить каждое утро?
К.А.В.: — Такого варианта пока нет
Т.В.: — Нет, теоретически?
К.А.В.: — Безусловно.
Т.В.: — Достаточно напряжно, каждое утро…
К.А.В.: — Я уже с 2002 года, как закончил институт, езжу. Сначала на автобусе, потом на машине.
Т.В.: — Это уже привычка…
К.А.В.: — Да, десять лет я уже мотаюсь

Пожизненный статус

Т.В.: — А после директора перспектива какая? То есть, если рост идет – студент, практикант, учитель, директор?
К.А.В.: — Все мои знакомые директора, как стали директорами, так ими и умерли.
Т.В.: — Пожизненный статус что ли?
К.А.В.: — Фактически – да. Такой социальный статус, такая профессия, что люди просто уже не уходят…
Т.В.: — Вперед ногами ?
К.А.В.: — Ну да. В Деянове директор школы дорабатывает уже до пенсии, в Малом Андосове тоже дорабатывает до пенсии, в Курмыше была директор школы, тоже доработала до пенсии. Пильнинская вторая школа, тоже человек уже очень давно работает. То есть, наверно как-то все на своих местах.

Политика

Т.В.: — А политика? Тоже вариант. Тем более у педагогов обычно незапятнанная репутация.
К.А.В.: — Ну это у педагогов, у директоров она бывает и запятнанной. Это первое. Второе – политикой можно заниматься и будучи директором школы.
Т.В.: — По закону не запрещено?
К.А.В.: — Нет. Я могу состоять в партии, быть депутатом Земского собрания
Т.В.: — А агитацию в школе невозможно же будет проводить?
К.А.В.: — Почему? Агитацию я сам лично в школе не могу проводить, а любая агитация той или иной партии за себя  — возможно, при том условии, что одинаковые права будут предоставлены всем партиям.
Т.В.: — А если их нет?
К.А.В.: — В смысле – их нет?
Т.В.: Нуу, грубо, например, здесь у нас в Бортсурманах придет коммунист Волков, например , выступлю я за Прохорова и еще кто-то придет за ЛДПР. А других партий каких-нибудь не будет. Это же не равные права?
К.А.В.: — Ну почему? Не будет и не будет. Это проблема партии.
Т.В.: — Есть над чем подумать.
К.А.В.: — Да…нет, я могу отказать, а если я не отказал, я должен запустить и другую партию обязательно.
Т.В.: — Давайте до следующих выборов придумаем.
К.А.В.: — Партию что ли?
Т.В.: — Партию, кстати, тоже не проблема сейчас, пятьсот человек…
К.А.В.: — Ну да..
Т.В.: — Практически всех людей можно организовать в одну партию, всех жителей в партию «Бортсурманы» и выступать уже с инициативой…
К.А.В.: — Да. Я прочитал в газете «Жители Домодево организовывают республику»
Т.В.: …
К.А.В.: Короткая строка в «Аргументиах и фактах, внизу.
Т.В.: — Так это нам еще проще, мы можем объявить референдум и уйти в Чувашию, например, или в Мордовию…
К.А.В.: — В Мордовии мы получается анклавом будем, а в Чувашию – да, вот только зачем это надо?

Православие и ОРКСЭ

Т.В.:  — А у школы перспектива есть,закроют ее или нет?
К.А.В.: — Закрытие школы не перспектива. Перспектива чаще всего развитие…
Т.В.: — Антиперспектива…
К.А.В.: — Конечно есть.
Т.В.: — Потому что слухов слишком много ходит.
К.А.В.: -Есть.
Т.В.: — А что может помешать, чтобы этот процесс как-то тормознуть?
К.А.В.: — Увеличение количества обучающихся. Это первое. Самое важное условие.
Т.В.: — То есть мужикам надо стараться?
К.А.В.: — Всем. Второе условие, если, по возможности, для школы будет применена такая серьезная точка роста, опоры, условно — на что здесь сослаться, на что можно опереться. Безусловно – православие. Больше я не вижу никаких возможностей. Ну и главное, чтобы в этом были заинтересованы все. Не только педагоги…
Т.В..: — А отец Андрей как-то участвует?
К.А..В.: — Когда года два назад что-то там …опять таки по слухам – сокращать, реорганизовывать… При поддержке отца Андрея четыреста подписей жителей Бортмсурман собрали в защиту и письмо вместе с ним мы составляли губернатору Нижегородской области.
Т.В.: А вот новый предмет появился. Я не знаю как он точно называется, как раз там про религию, про все остальное ведется… Как он называется?
К.А.В.: — Называется ОРКСЭ. Это предмет, там, например, не конкретно должна быть православная религия. Там могут преподаваться и православие, модуль, и буддизм, и иудаизм, и мусульманство. Могут преподаваться основы светской этики или основы всех мировых религий. То есть – шесть модулей. Выбор делает каждая конкретная школа на основании родительского собрания и пожелания родителей. Наши родители сегодняшних четвероклассников пожелали выбрать модуль основы православной культуры.
Т.В.: Но так оно и правильней. Мы живем в таком месте…
К.А.В.: — Ну естественно. То есть это логично. Я знаю, в одной из нижегородских школ было совещание по этому поводу. Выбрали модуль буддизм. Я не знаю, там компактное проживание буддистов что ли? Или просто родители с хорошим чувством юмора? Выбрали буддизм. То есть это один процент, даже менее одного процента…
Т.В.: — Хорошо, что еще нет джедаев…
К.А.В.: — Да… Менее одного процента. То есть один класс, где этот буддизм преподается. Понятно, что на первом месте православие…
Т.В.: — Ну потом ислам естественно…
К.А.В.: — Да… Я сейчас точно не помню, либо на втором месте светская этика, либо ислам. Это логично обосновано.
Т.В.: — Ну да…
К.А.В.: — Тем более в нашей юго-восточной зоне компактное проживание мусульман и естественно, что в татарских школах преподают основы ислама. Но это светский предмет, который преподает учитель, который прошел специальный курс.
Т.В.: — А дополнительно  отец Андрей ведет основы православия специально в школе? Или это тоже школьники должны изъявить желание, чтобы дополнительно? В принципе, ведь любой же школьник посещает церковь, но себя там туристом ощущает. То есть, хотя бы основы поведения?
К.А.В.: — Вот как раз основы православия преподаются в рамках этого модуля. Преподает учитель. Если церковь изъявляет желание провести какие-то занятия, то во внеучебное время и строго по желанию детей и их родителей.

 Научить учиться

Т.В.: — Конечная цель…не официальная. Вот человек получил знания, быстро специалист из него получился и все остальное… А в конечном итоге? Понятно, что хороший человек, а еще что из него должно получиться?
К.А.В.: — Выпускник в идеале должен быть тот человек, который знает чего он хочет. Знает, как он может этого добиться и умеет применить даже не столько знания, а способен эти знания вытащить из того или иного источника. То есть, надо научить учиться, чтобы человек мог учиться.
Т.В.: — А воспитание?
К.А.В.: — Воспитание, это воспитание. А если мы говорим об обучении, то это обучение. Воспитание, опять таки по законам образования если идти, ты должен быть воспитан и в конечном итоге должна получиться гармоничная личность… Там гражданственность, патриотизм…целый набор качеств…

Wi-Fi

Т.В.: — Школьники…они же сейчас напрочь компьтеризированы. Учителя успевают за ними?
К.А.В.: — Средний возраст учителей у нас в школе — 35 лет
Т.В.: — Достаточно зайти  «В Контакте» или в «Одноклассники», многих школьников во время учебы можно отследить там…
К.А.В.: — Сидят, да…
Т.В.: — Телефоны…
К.А.В.: — Телефон…да…Единственное, что может школа с этими телефонами, это вообще проблемой сейчас стало, запретить их включать.
Т.В.: — А может глушилки поставить?
К.А.В.: — Глушилки? Я думал об этом. Глушилки…глушилки… Здесь и так все заглушится. Поставишь wi-fi, в планах в ближайшее время…
Т.В.: — В школе?
К.А.В.: — Да. И тоже заглушится. Если бы только еще связь здесь была нормальной, устойчивой, скорость интернета…
Т.В.: — То есть я могу прийти к школе, зная пароль, не заходя в школу…
К.А.В.: — После Нового года, когда новая бюджетная смета будет… Я думаю это не так дорого, надо сделать
Т.В.: — С каким запасом я купил нетбук…
К.А.В.: — Без проблем. Скорость только очень низкая. Полтора килобайта выдает интернет, а часто его вообще не бывает.
Т.В.: — Это мало. У меня плохая скорость, двадцать килобайт держит.
К.А.В.: — Ну а здесь вот полтора, два, до пяти иногда доходит. Просто вот такая связь. «Ростелеком» не обеспечивает толком. Ловит только НСС…Ко мне походил как-то представитель «Билайна». Был день Пильны, Я играл в футбол. Он ко мне походит, уже подвыпивший такой…нуу, праздник…как он меня нашел, я не знаю. Я играю в футбол. Он меня нашел. Пятнадцать минут мне описывал достоинства «Билайна», связи, все эти услуги, все пакеты, всё, что там предоставляется…пятнадцать минут он ровно со мной разговаривал и отвлекал меня от футбола. Я его пятнадцать минут слушал, не перебивая, а потом ему и говорю: «Уважаемый, Иван Иваныч, вся беда в том, что «Билайн» ваще никак не ловит, на том месте, где школа стоит. Вобщем он расстроился очень сильно, потратил на меня время зря

Человечность

Т.В.: — Про православие говорили…А Ваше отношение к религии, к Богу…
К.А.В.: — Ну естественно, я православный человек, дальше   что об этом говорить?
Т.В.: -Всё, этим всё сказано… Последнее. Что самое главное  в человеке должно быть?
К.А.В.: — Человечность
Т.В.: — Но это широкое понятие…
К.А.В.: — А вот оно всё в себя и включает.
Т.В.: — Спасибо.
К.А.В.: — Спасибо.

Добавить комментарий