Музей в Пильне

[su_quote]Устав Бортсурманского сельсовета. Статья 4 «Вопросы местного значения сельсовета»
12) создание условий для организации досуга и обеспечения жителей сельсовета услугами организаций культуры;
13) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности сельсовета, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории сельсовета;
13.1) создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в сельсовете;[/su_quote]

Поездка из Бортсурман в Пильну на автобусе всегда неудобна. И графиком движения автобусов, и связанных с этим графиком неудобствами и потерей времени. Например, поездка в банк для оплаты кредита занимает не так много времени. Полчаса дороги туда, полчаса обратно, максимум – час очереди в банке, если конечно не рыночная пятница в Пильне, когда все жители района как будто одновременно решили уладить все свои дела в райцентре за один день. Но не об этом. Полтора часа. Даже при поездке на «обеденном» автобусе, выезжающим из Бортсурман примерно без пятнадцати двенадцать («примерно» вполне понятно пользующимся автобусом), и обратной поездке из Пильне в 15.00 остается, при самих плохих раскладах, все равно остается время, которое каждый старается потратить в меру своих наклонностей. Кто-то за покупками, кто-то за пивом. Но есть и еще один вариант приятного времяпровождения в ожидании автобуса – музей.

«Пильнинский краеведческий  музей» — один из немногих бесплатных музеев в нашей области. Открыт ежедневно с 8 до 17, кроме последней пятницы каждого месяца. В музее два зала, один с постоянной экспозицией, а во второй имеет смысл хотя бы раз в месяц попасть, иначе потом подобную выставку не увидишь, потому что музею, не смотря на скромные размеры, есть чего показать и планы у сотрудников музея грандиозные. Располагается музей в здании РКДЦ на втором этаже. В штате музея четыре человека, включая директора  музея Помчалова Алексея Анатольевича.
Алексей Анатольевич организовал и лично проводит экскурсии по православному  маршруту Пильна – Можаров Майдан – Бортсурманы .
Описание маршрута предоставлено господином Помчаловым, за что ему, как автору и первопроходцу в развитии внутреннего туризма  огромнейшее спасибище и всяческие респекты.

 

«Свет  пречистый»

Отправная  точка – п.г.т Пильна  (год  основания  1698  по  указу  Петра I).

В  Пильне  современная  действующая  церковь  во  имя  святителя  и  чудотворца  Николая.  Недалеко  от  церкви, на  берегу  р.  Пьяны,  находится  «Нифонтов  колодчик»,  где  можно  набрать  целебной  родниковой  воды и окунуться в купели.

В  конце  19  века  здесь  находилась  водяная  мельница,  принадлежащая  монастырю  Флорищевой  пустыни  (Успенской),  заштатной  с 1764 г.,  как  и  часть  бывших  прав  на  рыбные  ловли  по  р. Суре,  о  чём  упомянуто  в  Писцовой  книге.

В  книге  А. Гацисского  «Нижегородский  летописец»  сказано,  что  слух  об  образцовом  хозяйстве  неутомимого  о. Антония  идёт  далеко. «У  него  порядок  не  только  там,  где  ежедневно  наблюдает  за  этим  его  собственный  глаз,  но  даже  и  там,  где  он  бывает  по  нескольку  раз  в  году  наездом,  например,  на  Пильне,  на  Пьяне,  впадающей  в  Суру,  недалеко  от  устья  её  (так  называемый  Пиловаленский  завод,  через  который  мне  довольно  часто  приходилось  проезжать  в  семидесятых  годах  (19 в.)».   Монах,  присматривающий  за  мельницей,  и  оборудовал  этот  родниковый  колодчик,  названный  в  честь  него  Нифонтовым.

Существует и местная легенда о Нифонтовом источнике: Этот ключ у подножья горы нашёл старец-монах Флорищевой пустыни Нифонт. Он знал толк в лечении травами и водой. А попал этот старец — манах Нифонт в наши края непросто. Много лет назад при дворе царицы (видимо Елизаветы Петровны) у одного из членов царской заболели глаза. Придворные лекари не смогли помочь больному. Царица прослышала о лекаре-монахе, что живёт во Флорищевой пустыни. Нифонта пригласили ко двору, и ему удалось вылечить больного. В знак благодарности царица подарила старцу часть реки Пьяны — от Можаров-Майдана до с. Жданова(«чтоб была рыбка на уху») и лес за Пьяной(«дровец сварить уху»). Так монах Нифонт оказался в наших краях. Здесь под крутым берегом Пьяны был образован скит, где жили монахи. Они вели хозяйство, держали скот. Здесь же на Пьяне была построена мельница, которая называлась» Водяная мукомольная мельница Флоришевой Пустыни».

Старец Нифонт, имеющий знание по траво- и водолечению, видимо, неспроста выбрал родник для колодца на этом месте, несмотря на то, что в районе Пильны левобережье Пьяны, изобилует родник. Старожилы помнят, как был устроен этот колодец. Стоял огромный дубовый чан диаметром около 3-х метров, окружённый снаружи пятиугольным дубовым срубом. Над колодцем была крыша, а на ней крест. В этом чане скапливалась вода, которая по желобам стекала к Пьяне. Ниже стояли колодцы, где можно было напоить лошадей. По некоторым данным, в чан были вмонтированы деревянные краны, для регулирования спуска воды. Доступ внутрь колодца был закрыт. Висел замок, воду можно было брать с желобов и из кранов. За колодцем тщательно ухаживали. После революции последний монах покинул скит. За колодцем не стало ухода, и он постепенно рушился, вначале исчез сруб. Чан стоял до 60-х годов, но уже без крыши и с одним желобом, покосившийся от времени.

Сейчас  же можно затронуть историю районного центра — Пильна, и начать хочется со стихов:

Указом императора Петра
Построена была она.
Чтобы Российский строить флот,
Рубить деревья шел род.
Рубили лес, пилили лес.
А между тем все рос и рос,
Поселок, чудный, Лесопильный,
В последствии названный Пильной.
Природы дивные края,
Каких не видела земля.
Здесь протекает речка Пьяна,
Среди зеленых берегов
И солнцем залиты поляны
Каких еще не скажешь слов.
А сказ лишь в том,
что не хватает
ее на дальней стороне
Разлука с ней меня пугает.
Нет лучше Пильны на земле.

Думаю следует пояснить стихи, только что прочитанные мной.

Для усиления Азовской флотилии Петр 1 указал строить военные суда на территории Нижегородчины. Необходим был корабельный тес в огромных количествах, для чего и создавались специальные «пильные мельницы».

Летом 1698 года недалеко от села Можарова на реке Пьяне началось строительство двух лесопилен, машины которых должны были приводиться в действие силой воды. Подобные механические лесопильни Петр 1 наблюдал в Голландии во время своего путешествия по Европе, во время Великого посольства. Там он и нашел двух «пиловальных мастеров» Корнилиуса Круса и Клауса Дугуду, с которыми заключил контракт на заведение механических лесопилен.

Для организации рубки леса и строительства в помощь мастерам придавался дворянин Иван Змеев. Работных указывалось брать из соседних сел и деревень с 6 дворов по человеку, а также по подводе с 50 дворов «со всеми припасами и запасами».

В 1698 году на строительстве работало 300 плотников и более тысячи чернорабочих. Но в 1699 году Корнилиус Круус простудился, слег и умер. В 1700 году из Гамбурга немец Данила Артман доставил механизмы лесопилен, за что получил из казны 1600 рублей.

Всю зиму 1700 и лето 1701 года устанавливались механизмы первой машины и 28 августа 1701 года Иван Змеев с гордостью извещал Петра 1 , что «на пильной де мельнице один пиловальной анбар место вычищено и сваи набиты, и на сваи брусья наложены и на пиловальной анбар всякой лес изготовлен и покладен в стопы».

Завершали строительство второй мельницы русские плотники самостоятельно, так как Клаус Дегуда вернулся в Голландию раньше завершения срока контракта.

В 1701 году пиловальные мельницы на Пьяне дали первую партию корабельного теса, отправленного сразу же в Лодейное Поле на Балтику. Для обслуживания лесопилен возле были посажены плотники и чернорабочие, согнанные сюда с семьями на постоянное место жительства из Нижегородского, Арзамасского и Алатырского уездов. Место же пиловальных заводов в обиходе стали именовать Пильной.

В 1703 году срубили небольшую клетскую церковь, освященную в честь Похвалы Пресвятой Богородицы. В 1720 году к заводам было приписано более 400 человек. На 1727 год в Пильне стояло 39 жилых домов. В 1844 году все село выгорело. Деревянный храм во имя Похвалы Пресвятой Богородице был восстановлен в 1846 году на самом высоком месте села и представлял собой самое лучшее украшение волости.

Следующий  пункт  маршрута – с.  Можаров  Майдан.

Действующая  церковь  и  Святой  колодец,  названный  в  народе  Тихвинским.  Предание  гласит,  что  при  перевозке  Чудотворной  иконы  Тихвинской  Божьей  Матери  лошади   встали,  и  никакая  сила  не  могла  их  стронуть  с  места.  На  этом  месте  забил  источник,  и,  также  как  и  икона,  источник  стал  главной  святыней  села.

Село  Можаров  Майдан  на  протяжении  веков  было  крупнейшее  и  самое  многолюдное  село  Пильнинского  края.  Ещё  в  19  веке  про  это  село  было  сказано,  что  «здесь  живёт  обрусевшая  мордва».  Это  доказывает  и  одна  часть  названия  села – Можаров  (по  племени  «Можары»).  Вторая  часть  названия  села  говорит  о  том,  что  здесь  занимались  поташным  производством.  Майдан – место,  где  сжигались  дрова — буды  —  при  производстве  поташа.

После  того, как  Пётр  I  приказал  сократить  поташное  производство  в  целях  сохранения  леса  для  строительства  флота,  майданцы  занимались  сидкой  дёгтя.  А  ещё  М.Майдан  знаменит  своими  отхожими  промыслами – портняжным  делом.  Майданские  портные  обшивали  жителей  Пильнинского  района  полушубками,  кафтанами  и  др.  верхней  одеждой,  а  также  были  монополистами  этого  дела и  в  соседней  Чувашии.

Пожалуй можно остановиться и на названиях улиц Майдана, что представляет своеобразный интерес для нас. Завраг- находится за большим оврагом, Порядок- широкая улица, где стояла церковь, Заречка- находится за речкой, Грязниха- конец села, где была непролазная грязь, Бобыльская и т.д.

Путешествие  до  с. Бортсурманы  будет  проходить  по  красивейшей  местности  вдоль  левого  берега  Суры  и  Пьяны  до  д.  Шахово,  где  Пьяна  впадает  в  р. Суру.

Попутно  можно  узнать  историю  сёл,  встречающихся  на  пути.

Деревня Саранка.

Интересна история деревни, которая нам поведает легенда. В Алатыре барин Чемизов играл в карты и выиграл участок земли между двумя маленькими речками. Им же были выиграны 10 крепостных крестьян, каждый из которых имел прозвище: Волк, Бык, Кулик, Сазан и др. Об этом говорят фамилии сейчас проживающего населения: Волковы, Быковы, Куликовы, Сазановы.

Этих крестьян он поселил вдоль речек с той и другой стороны и наделил землей. После смерти барина за неимением у него наследников принадлежащую ему землю разделили между его крепостными.

Немного позже на конце хутора объявилась барыня Ульяниха. Приезжала она на хутор один раз в год. Въезд в Саранку был через ворота, при въезде через которые барыня всегда бросала монеты. Население занималось земледелием, но участки были очень маленькие, из- за чего были частые междоусобицы. У кого было мало земли, те  занимались плотницкой работой, ходили по найму. На базар и в церковь ходили в Майдан. Отсюда родом Герой Советского Союза Окрестин Борис Семенович, а вообще их с территории нашего района 9 человек.

Арьевка.

Точная дата образования деревни не установлена. Местность была лесистая, болотистая. Хуторок был маленьким — всего семь дворов. Поэтому первоначальное название деревни была Малавка. Главным ремеслом считалась плотницкая работа — рубили бани, дворы, дома, колодцы, а так же ходили по найму в другие села. В церковь жители ходили в село Лисья Поляна.

Деревня постепенно увеличивалась, и старое название не соответствовало действительности, поэтому по решению схода жителей ей дали новое название Арьевка, т.к. вдоль всей деревни протекала речушка под названием Арьевка.

Шахово.

Поселок Шахово образовался в 1929 году на лесной низине при слиянии двух рек Пьяна и Сура. Первыми жителями поселка были выходцы из д. Саранка и из с. м-Майдана. Разработанной земли было мало и заселились по жребию единоличными хозяйствами. Ремеслом жители не занимались, весь доход имели от земли, каждый клочок обрабатывали сами, вручную. Сельхозпродукты обменивали на базаре в с. М-Майдан и в Чувашии.

Рыхловка.

В 1722 году в Н.Новгород приехал Петр 1. Побывал во многих местах богатых купцов и бояр нижегородского края. Щедро наградил купцов и промышленников, которые отзывались на политику Петра. Среди других был отмечен грамотой и дворянством купец Филипп Петрович Рыхловский, выходец из бедняков, который усердием и работой приобрел свой капитал. Петр отдал ему в вечное пользование земли по реке Суре. По наставлению Петра, Ф. П. Рыхловский одним из первых начал заниматься овцеводством, где имел большие доходы. На подаренных землях  в четырех километрах от Суры Филипп Петрович построил хутор для организации фермы на богатых выпасах присурья. В последствии хутор стал деревней под названием Рыхловка, в честь ее основателя Ф. П. Рыхловского.

Конечный  пункт  православного  маршрута – с. Бортсурманы  и  церковь  Успения  Божией  Матери.

По сохранившимся преданиям можно предполагать, что село возникло более 400 лет назад, в виде небольшого татарского поселения. После захвата Казани Иван Грозный дарил земли своим приближенным, и поэтому татары вынуждены были с обжитых мест уйти и искать свободные земли. Так на месте татарского поселения возникает небольшая русская деревушка по названию Старо- Никольское, окруженная дремучими лесами, рекой и многочисленными озерами. А это давало возможность населению заниматься охотой, рыбной ловлей, сбором меда диких пчел. Позднее жители деревни стали распахивать пустоши под посевы, а когда земледелие стало их главным занятием, сносят и раскорчевывают леса, увеличивая запашку. Неотъемлемой частью земледелия становится занятие крестьян разведением скота.

С годами население росло и уже к середине 17 века деревня стала насчитывать несколько десятков домов. Местные помещики нещадно эксплуатировали крестьян. Поэтому не случайно местные крестьяне с большой радостью встречали войска крестьян Степана Разина. Один из этих отрядов возглавляемый Максимом Кривоносом, проплывал на лодках вверх по Суре, которая в то время протекала на месте современного озера Барабанское. Восставшие войска проплывая мимо населенных пунктов, расположенных рядом с рекой, били в барабаны, призывая местное население к борьбе против помещиков. Битье в барабаны как память об этом событии позднее нашло свое отражение в названии озера «Барабанное».

На рубеже17-18 веков происходит такое важное событие как перенос деревянной церкви из Рословки в Старо — Никольское, после чего деревня стала называться селом.

В 90 гг 18 века произошло событие, которое потрясло всю округу. Крестьяне на паперти церкви убили управляющего помещика Пазухина, который жестоко угнетал крестьян. Разгневанный помещик созвал крестьян и заявил: Ваше село было борсурманским (т. е. татарским), так и останется. Отныне оно будет называться Борсурманами». но земский съезд не утвердил этого названия, а дал название селу – Бортсурманы ( борт Суры).

Первое  упоминание  о  церкви в честь Успения Божьей Матери  относится  к  1742  году,  и  она  считается  старейшей  церковью  в  районе.  В  конце  19  века  в  церкви  был  сооружён  придел  в  честь  святителя  Николая  Мирликийского  Чудотворца,  другой  придел  в  начале  20  века  в  честь  Иоанна  Златоуста.

Воздвигнутая на возвышенности, она своим стройным, белокаменным видом легко просматривается с большого расстояния.

В  церкви  находится  рака  с  мощами  святого  отца  Алексия,  прославившегося  даром  чудесного  исцеления.

Священник  Успенской  церкви  о. Алексей  (1762 –1848 г.г.)  за  свою  праведность  и  многочисленные  подвиги  веры  был  удостоен  дара  прозорливости  и  чудотворения.  Помогая  людям  в  болезнях  духовных  и  телесных,  он  снискал  их  любовь  и  почитание.

Преподобный  Серафим,  чудотворец  Саровский,  говорил  про  него  такие  слова:  «Се  человек  своими  молитвами  подобен  свече,  возженный  пред  престолом  Божиим.  Вот  труженик,  который,  не  имея  обетов  монашеских,  стоит  выше  многих  монахов.  Он,  как  звезда,  горит  на  христианском  горизонте».

Когда  к  преподобному  Серафиму  Саровскому  приходил  кто–нибудь  из  местности,  где  жил  о. Алексей,  он  всегда  этих  людей  отсылал  к  нему,  смиренно  уверяя,  что  у  них  есть  свой  усердный  ходатай  и  молитвенник  пред  Богом,  священник  села  Бортсурманы  о. Алексей,  который  нисколько  не  ниже  его,  о. Серафима.  Раньше  местом  паломничества  для  верующих  служила  могила  о. Алексия,  устроенная  у  алтаря  церкви.  Архиерейский  собор  19  августа  2000  года  причислил  Алексия  Бортсурманского  к  лику  святых.  При  обретении  мощей  святого  Алексея  явилось  чудо – частицы  его  мощей  оказались  нетленными.

Второе  святое  место  в  Бортсурманах – святой  колодец,  который  находится  между  Бортсурманами  и  д. Ялмой,  верующие  там  могут  набрать  целительной  святой  воды.

с. Болобоново.

Здесь,  на  месте  бывшей  Воскресенской  церкви,  можно  поклониться  памяти  одного  из  защитников  земли  русской – Шипилова  Александра  Петровича,  который  в  Отечественную  войну  1812  года  возглавлял  один  из  полков  ополчения  и  со  своими  ополченцами  из  крестьян  Курмышского  уезда и  дошёл  до  Парижа.  У  церковной  ограды  он  и  был  похоронен  в 1849 г.

В  селе  Деяново    красивая  пятикупольная  церковь,  а  также  есть  святой  колодец,  названный  в  народе  Леоновым.

Курмыш.

История города Курмыша является неотъемлемой частью истории Нижегородского края К 1341 году при учреждении Великого Нижегородско – Суздальского княжества остро встал вопрос об охране его границ от частых вторжений проходящих через земли Поволжья ордынцев.Среди таких оборонительных пунктов Великого Нижегородско – Суздальского княжества при слиянии речки Курмышки с Сурой и встала в 1372 году крепость Курмыш: « Того же лета князь Дмитрий Константинович заложил Новгород камен. Тое же осени князь Борис Константинович поставил себе город на Суре на реце, и имя ему Курмыш».

Право владения городом Борис Константинович сохранял и после «ссажения» его с великокняжеского стола (1392) и даже после после смерти (1394), завещав земли и рыбные ловли от речки Курмышки вниз по Суре нижегородскому Благовещенскому монастырю. Существует несколько точек зрения на происхождение названия «Курмыш». Одни исследователи считают происхождение этого слова от финского корня «деревня». Это дает право считать, что на месте Курмыша находилось некогда финское поселение, вероятно мордовское, что подтверждается некоторыми мордовскими названиями.

Другие исследователи считают, что слово чувашского происхождения и соответствует понятию открытого, видного местоположения.

На русском наречии словом «курмыш» определяется обычно как небольшое отдельно стоящее поселение вблизи села, или города, расположенное на открытом, видном месте.

Существует так же объяснение, по которому название связано со словом «кормуж» или «курмуж», что на языке племени мурома означает горсть, пригоршня, очевидно, в смысле «небольшой, маленький».

Стоит упомянуть также, что на татарском языке «курмыш» — это обзор.

Стратегическое положение нового города было очень важно: находясь среди враждебно настроенного к пришельцам населения, Курмыш служил оплотом русского владычества и оберегал торговые пути к Казани и Макарию.

В летописях говорится, что в 1408 г. золотоордынский хан Едигей «повелел войскам вернуться в Орду… Они пошли из-под Москвы назад к Городцу и к Н. Новгороду, и оттуда пошли к Суре… Курмыш пожгли и Сару Великую… а людей всех убили, а иных сожгли». При этом в этом походе были взяты Н.Новгород и Городец и сожжены.

Сыновья Улу Мухаммеда Махмуд Бек и Якуб в 1445 году близ Суздаля разбили русские войска и пленили Великого Московского князя Василия Васильевича со множество бояр и подручных князей. Хан казанский отступил к Курмышу, взяв с собой 25 августа великого князя Василия Темного, князя Михаила Верейского и разных бояр.

Улу Мухаммед отправил из Курмыша в Москву посла к Дмитрию Шемяки с известием о пленении Василия Темного и предложением союза, но получив известие о неблагополучиях в Казани, решил пойти на соглашение с Василием Темным, отпустил пленника с ласкою, требуя от него умеренного откупа и благодарности. Василий выехал из Курмыша с князем Михаилом, боярами и со многими послами татарскими, которым надлежало проводить его до столицы. Так 1 октября в Курмыше закончилось пленение Василия Темного. После покорения Казанского ханства Курмыш остается сторожевым пунктом и наблюдателем за спокойствием вновь присоединенного края. Городом крепостью он оставался в течение всего 16 века. В Москве регулярно назначались туда воеводы. В Курмыше стоял сменяемый через два года гарнизон стрельцов, а также казаки, жившие возле крепости особой слободой.

В 1572 г. Иван Грозный благословил сына своего Ивана  великим княжеством Нижегородским с городами и волостями в т.ч. «да даю ему город Курмыш».

В 1605 году курмышане признали власть Лжедмитрия Первого, а после его смерти и Лжедмитрия Второго. Оставаясь на стороне самозванцев, они вместе с алатырцами, арзамасцами, чувашами, мордвой, черемисами, отправились на Свияжск и Казань, которые присягнули Василию Шуйскому, но в деревне Бурундуково были разбиты стрелецкими головами Зюзиным и Хохловым и потеряли все свои «набаты и знамена».

В 1606 г. в расспросе стрельца Бориско Федорова он сказал, что «ехал он из Казани с гонцом и того де, сына боярского на Курмыше перенял вор новокрещенный, арзамасский помещик Ондрюшко Борисов сын Казаков, назвался князем. А Казаков приводит в Курмыше всяких людей ко кресту обманом, говоря, будто царю Дмитрию. А к Москве никого не пускает, грабит и побивает».

С воцарением Михаила Федоровича Романова в Курмыше воцаряется спокойствие. Курмыш вместе с Алатырем был подчинен личному суду патриарху Филарету, поэтому избежал каких – либо репрессивных мер за поддержку самозванцев. В крепости содержались польские пленники, взятые под Смоленском, которые находились на продовольственном содержании Курмыша.

Царь Алексей Михайлович и боярская дума постановили создать новую линию обороны – засеку, охватывающую районы Среднего Поволжья от крымских татар. Таким образом, с середины 17 в. Курмыш стал тыловой базой засеки, поставляя для охраны солдат и пушечно – пищальное вооружение.

В 1662 году в Москве вспыхнул «медный бунт», что послужило прелюдией к восстанию Степана Разина. Весной 1670 года «отложились от Москвы» Васильсурск, Алатырь и Курмыш. В конце сентября 70 г. правая рука Разина атаман Максим Осипов подступил к Курмышу. Курмышский воевода вместе с жителями перешли на сторону разинцев. Восстание в Курмыше и округе продолжалось до конца ноября 1670 года, и было подавлено князем Данилой Барятинским. С тех пор Курмыш для правительства России стал «опальным» городом.

Ощутимый урон город пережил в 1745 году, когда в июле случился пожар, когда сгорели две соборные церкви, канцелярия, воеводский двор и кремль.

Новым испытанием стала крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. В июле 1774 года Пугачев вышел к Курмышу, где был торжественно встречен крестьянами Ильиной Горы, села, напротив Курмыша. Священник окропил Пугачева святой водой, а он приложился к кресту. В городе была учинена расправа над представителями дворян.  60 курмышан записались в армию Пугачева. Пробыв в городе не более 8 часов, Пугачев направился в Алатырь, сделав короткую остановку в Пильне. После прихода в Курмыш правительственных войск начинается жестокая расправа над восставшими крестьянами.

В 1779 году учреждается Нижегородское наместничество, но Курмыш из числа административных центров вычеркнут лично Екатериной Второй. Лишь в 1780 году Курмыш был помилован и получил свой городовой герб: «два золотых лука, положенные крестом в знак того, что прежние обыватели сих мест употребляли сие орудие с отменным мастерством». 15 сентября 1780 года Курмыш был переведен из Нижегородской губернии в состав Симбирского наместничества. В 1962 году Курмыш включен в состав Пильнинского района.

Курмыш  дал  миру  также  известных  православных  деятелей,  таких  как  Павел I – митрополит  Нижегородский  и  Алатырский  (1686 –1696 г.г.).  Он  родился  в  Курмыше  и  после  учреждения  митрополии  в Нижнем  Новгороде  стал  вторым  после  Филарета  Нижегородским  митрополитом.

Ещё  один  священник  из  Курмыша  и  сын  священника  Соборной  церкви  Еремея  Иванова  Григорий   Рожанский  участвовал  в  составлении  «Словаря  языков  разных  народов  в  Нижегородской  епархии  обитающих,  именно  россиян,  татар,  чувашей,  мордвы  и  черемис»,  содержащего  12  тысяч  слов.

Это  было  при  митрополите  Дамаскине  (Рудневе) – епископе  Нижегородском  и  Алатырском  (1783 –1794 г.г.).  Составленный  словарь  содействовал  обращению  Нижегородских,  Курмышских,  в  частности,  инородцев  в  христианскую  веру.

С  давних  времён,  после  многочисленных  пожаров,  в  Курмыше  сохранились  здания  3-х  церквей.

Церковь  Покрова  Пресвятой  Богородицы,  годом  её  постройки  считается 1745 г..  Особенность  её  наружных  украшений  заключается  в  арочной  орнаментации  дверей  и  окон.  Внутри  храма  обращают  на  себя  внимание  «голосники»  и  замаскированный  иконостасом  узкий  ход  в  помещение  под  крышей,  бывшее,  как  представляется  тайником  для  хранения  церковной  утвари  и  казны.  По  легенде,  именно  там  прятались  от  Емельяна  Пугачёва,  когда  20  июля  1774  года  он  вошёл  в  Курмыш  под  именем  Петра III.

Рождественская  церковь  (реорганизованная  из  Рождественского  монастыря  Курмыша)  с  колокольней.  Она  была  переоборудована  под  Дом  культуры  и  по  настоящий  день  он  там  и  располагается.

На  бывшей  Казанской  улице  находится  полуразрушенное  здание  церкви  св.  Тихона  Задонского.

В  Курмыше  можно  увидеть  здания  магазинов  и  лавок  купцов  Наймарка,  Менделя, Некрасова.  В  них  сейчас  расположены  магазины  Пильнинского  райпо.

В  здании  уездного  дворянского  собрания,  а  потом  уездного  исполкома  находится  Дом  милосердия.  Здание  осовременили  и  изменили  внешний  вид.

Здание  уездной  земской  больницы  и  в  настоящее  время  служит  здравоохранению,  там  находится  Курмышская  участковая  больница.

Сохранилось  здание  пожарной  каланчи  (действующая),  уездной  ветеринарной  службы,  уездного  земского  собрания,  полицейской  управы.

Курмыш  давал  приют  детям – сиротам  —  до  Великой  Отечественной  войны  там  был  детдом,   во  время  войны  он  принимал  детей  блокадного  Ленинграда,  функционирует  детдом  и  сейчас.

В Курмыше  бытуют  старые  названия:  Стрелецкая  слобода;  Казачья  слобода;  Ямская  слобода;  Город.

По  возвращении  в  Пильну  можно  зайти  в  районный  краеведческий  музей,   где  вам  поведают  ещё  об  одном  человеке,  уроженце  Пильнинского  района.  Это  Константин  Васильевич  Розов  (1874 –1923 г.г.),  который  родился  в  с. Жданово  (10  км  от  Пильны)  в  семье  священника  Троицкой  церкви.  Служил  протодиаконом  в  Храме  Христа  Спасителя,  в  Успенском  Соборе  Кремля,  а  после  восстановления  Патриаршества  был  удостоен  звания  Великого  Архидиакона  с  вручением  двойного  ораря  и  Камилавки.

К.В.Розов  зачитывал  на  Красной  Площади  Манифест  о  начале  Первой  Мировой  войны 1914 г..  Он  обладал  мощнейшим  басом,  и  своим  удивительным  голосом,  развивая  древнерусскую  традицию  исполнения  богослужебных  текстов,  довёл  это  искусство  до  артистического  совершенства.  Одновременно  он  был  солистом  Московской  государственной  капеллы  и  концертировал  с  благотворительной  программой  светских  и  духовных  песнопений  по  городам  России.  Услышать  рассказ  о  его  жизни,  служении  Богу  и  людям,  а  самое  главное – услышать  его  голос  в  записи – такую  уникальную  возможность  вам  предоставит  Краеведческий  музей.

 

Хочется надеяться, что пункты из  устава сельсовета не останутся только словами на бумаге, не подкрепленными делами. Последние проведенные в Бортсурманах выставки ремесел заслуга Помчалова Алексея, как и «Город ремесел» на праздновании дня района в Пильне. И дело тут не только в том, что господин Помчалов лично знаком и поддерживает дружеские отношения со всеми мастерами и мастерицами района, но и в  «создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов» в равной степени относится и к директору музея, чем он и занимается, и к администрации сельсовета, чем она занимается, судя  печальной реальности, только в бумажных отчетах в райцентр. Но вот «сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследи…, расположенных на территории сельсовета»  жителю Бортсурман не рассмотреть даже под микроскопом. Если только не посетить Краеведческий музей в Пильне, там все заявленные пункты можно наблюдать воочию.

Добавить комментарий