Письма с фронта греют душу

73 года прошло как отгремели последние залпы самой страшной войны, которая изменила судьбы многих людей. Миллионы семей оказались разлученными. В каждой семье ждали письма-треугольники с фронта. И только они помогали поддерживать связь близким и родным людям.

Зинаида Ивановна Ильина из села Бортсурманы бережно хранит фронтовые письма своего отца Ивана Алексеевича Бухтеева.

***
Если бы не война…

Родилась она в крестьянской семье. Родители работали в колхозе, воспитывали двоих детей. В их жизни все складывалось хорошо, если бы не война, которая никого не щадила, жестоко она обошлась и с ее семьей.

— 22 июня нас отец отвез в Курмыш в гости, там проходило народное гулянье, во время праздника нам и сказали, что началась война, — начала свой рассказ Зинаида Ивановна.

— На войну папу забрали 25 августа 1941 года. Был ясный солнечный день, провожали их до Курмыша. Далеко по округе был слышен плач, знали, что многие обратно не вернутся и видятся с родными последний раз. До ноября он находился в Горьком, потом отправили в Калужскую область. Служил он в 1087 стрелковом полку, первой пулеметной роты. С нетерпением ждали его писем, писал он не так часто, как нам бы этого хотелось.

***
Мы дети без детства

— Первая военная зима была очень морозной и снежной. Питание было плохое, картошки вдоволь не было. Очень тяжело было. Из крапивы и клевера пекли лепешки. Хлеб пекли из картофельной ботвы и добавляли опилки, — с горечью вспоминает Зинаида Ивановна. – В то время в колхозе деньги не платили, расплачивались за трудодни зерном, сеном, а в войну весь урожай отправляли на фронт. Держали корову, молоко сдавали на приемный пункт, где его перерабатывали и отправляли на фронт.

Женщины и дети работали, не покладая рук. До войны в колхозе были две большие конефермы. Лошадей всех отправили на фронт, а в работе мы заменили их. В Пильну возили овес по грунтовой дороге, через деревню Доброволевка, а там гора отвесная, страшно было.

***
Про любовь и про Победу

Письма с фронта. Они до сих пор согревают ей душу. Читая их, у Зинаиды Ивановны начинает дрожать голос, а на глаза наворачиваются слезы.

Старая, выцветшая от времени и потрепанная бумага, истончившаяся в местах сгибов, исписанная карандашом почти 78 лет назад — теперь это история.

«Здрасте многолюбящая супруга Линя, спешу послать тебе глубочайшее супружеское почтение, с пожеланием всего наилучшего в жизни вашей, а ещё спешу пожелать глубочайшее почтение своим дорогим деткам дочке Зиночке и сыночку Ванюше. От души желаю всякого благополучия в жизни ихней и целую неограниченно…

Спешу сообщить вам, что я жив здоров. Находимся под Москвой, город Коломна, готовы каждую минуту встретить врага…

Уважаемая супруга Линя, скоро будет четыре месяца, как я расстался с вами, очень трудно пережить все это, но ничего не сделаешь, раз такая обстановка пала на нашу долю. Будем бить врага до полного разгрома и уничтожения всей вражеской своры, таков наш лозунг.

…Мне ужасно хочется узнать, как вы живете, какие изменения в вашей жизни и какие новости. Мне страстно хочется почитать твое письмо. Когда читаю письмо, то в душе становится легче и свободней, как будто вволю наговорился с тобой…

Уважаемая Линя, я отлично знаю и учитываю, что тебе также трудно и тяжело. Моя к тебе просьба: держи себя спокойно и особенно не расстраивайся, так будет лучше. Главное сохрани детей. С детьми обращайся как можно спокойней – это для меня будет великим достижением.

… Писать много не приходится, жизнь наша известная. Скоро должны встретиться с лютым врагом, придется все перенести на своей груди, но бояться не приходится. Может быть, вернемся и снова заживем счастливой жизнью. Я по вас очень крепко соскучился, просто не могу… До свидание, моя милая семья».

Строки простые, бесхитростные, пропитанные любовью и тоской по близким людям, которые далеко, и когда они читали эти письма, понимали, что каждая весточка с фронта может быть последней. Их перечитывали сотни раз, читали родным, соседям, просто знакомым.

28 декабря 1941 года И.А. Бухтеев был тяжело ранен в голову, грудь и руку около деревни Горбачи. В тот момент, когда обоз с ранеными направлялся в госпиталь, налетели фашистские бомбардировщики. После этой мясорубки все смешалось, много людей погибло, пропало без вести.

Родным пришло извещение о том, что он пропал без вести. Позже семье пришло письмо от его однополчанина Шкилева Григория Ивановича. Так они узнали, что сын, муж, отец И.А. Бухтеев погиб. Ему было сорок лет.

А Григорий Иванович вернулся с войны живой, его приглашали в школу на встречи ветеранов со школьниками, на которых он рассказывал о подвигах односельчан на фронте.

***
Победа

— Рано утром я работала в огороде, вдруг зазвонил колокол на пожарной, думали пожар, а это Победа! Все село собралось на митинг на центральной площади, открыла его директор школы Мария Михайловна Татанова, у нее муж погиб на фронте. Война закончилась, но было очень обидно, что некого было ждать. Но и после войны мы еще долго не ели хорошего хлеба.

Много лет уже прошло, а помню, как будто все это было недавно. Нельзя забывать об этой войне, нельзя предавать память о тех, кто не вернулся с фронта, о тех кому она перечеркнула судьбу.

***
Жизнь после войны

После окончания семилетки Зинаида Ивановна поступила в педагогическое училище в Ядрине. По распределению попала в Оренбургскую область, работала в детском доме. Ее воспитанниками были дети, которые потеряли своих родителей во время войны.

— Работать было очень трудно. Были трудные дети и подростки, лишенные родного дома, родителей, и они понимали, что во всем виновата проклятая война.

Потом вернулась в родной район и продолжила педагогическую деятельность учителем начальных классов. Окончила Горьковский педагогический институт. Более тридцати лет проработала Зинаида Ивановна в Бортсурманской средней школе. Она давно на заслуженном отдыхе, несмотря на свой почетный возраст, продолжает интересоваться новостями в мире, стране, районе, родном селе. Зинаида Ивановна является активной читательницей, посещает школьную и сельскую библиотеки.

Она является хранительницей семейного древа, о своих дедушках и бабушках, как жили до революции ее предки может рассказывать часами. Бережно хранит семейный архив — фотографии, письма отца, его паспорт.

Портрет своего отца Ивана Алексеевича Бухтеева она 9 Мая проносит в колонне «Бессмертного полка».

Автор: Ирина Шмелева
Источник: http://pilna-tribuna.ru/

Добавить комментарий