МАСТЕР

    Я, скажешь, много раз просил и не получил. Несомненно, это потому, что ты плохо просил —  или с неверием, или с гордостью, или же неполезного тебе; если же просил часто и полезного, то  не с настойчивостью… Если же просишь не с усилием и с великой настойчивостью, то не получаешь. Сначала нужно пожелать, а пожелав, просить истинно с верой и терпением полезного каждому, причем чтобы тебя ни в чем не осуждала совесть как просящего нерадиво или легкомысленно, — и тогда ты получишь, если того хочет Бог. Ведь Он лучше тебя знает, что полезно тебе, и, может быть, вследствие этого отлагает исполнение просьбы, премудро заставляя тебя быть прилежным к Нему, чтобы ты знал, что значит дар Божий, и хранил данное со страхом. Ведь всё, что приобретается с великим усилием, стараются сохранить, чтобы, потеряв полученное, не погубить и великих усилий и, отвергнув благодать Господа, не оказаться недостойным Вечной Жизни.

 Святитель Иоанн Златоуст

Александр Назаров

Давным-давно, как-то довелось быть в гостях у Валентины Ивановны Мельниковой, чьи стихи можно прочитать на сайте. Тогда она работала главным редактором в районной газете «Сельская трибуна». Вот у нее-то, за чаями да печенюшками, впервые и довелось встретиться  с иконой Мастера. Мои вопросы – кто делал¸ как, где живет, дали мало информации. Живет в Курмыше, то ли электрик, то ли лесник. И всё. Потом мне стали чаще попадаться его работы – то иконы, то весёлая карандашница в форме старичка с кузовком, то небольшие панно. И вот спустя годы, слава Богу, довелось лично встретиться с Мастером. Как и подобает Мастеру он оказался добрейшим дядькой с  бородой и руками волшебника.

Зовут Мастера – Александр Николаевич Назаров. Родился в 1953 году и всю жизнь прожил в Курмыше. Не безвылазно, естественно, но – коренной курмышанин. Все традиционно для нашей стороны – школа, армия, работа. Но с одним «но» — после армии увлекся резьбой по дереву. Пытался работать по металлу, но дерево пересилило. Мастер уверен, что понимание дерева, его внутреннее звучание заложено в человеке с рождения.

Множество первых работ Мастера были подарены друзьям и знакомым, но и оставшихся хватило на первую выставку в музее природы в лесничестве. Любимые материалы Александра  липа и береза, после волшебства его рук превращали незавидную чурку и кривое полено в искусство, которое хочется взять в руки, а взяв – не опускать, настолько сильно дышит дерево теплом и любовью, вложенными в него Мастером.

Александр Назаров  Было время, когда Мастера одолели сомнения в собственном мастерстве и она поступил на заочное отделение Московского заочного университета искусств на факультете изобразительного искусства декоративно-прикладноого отделения. Но учеба давала только общую теорию, не помогая решить вопросы творчества и мастерства, поэтому Мастер, помятуя  о том, что время единственная драгоценность, которая дается всем, не стал тратить время впустую и целиком и полностью сосредоточился на творчестве. Но может быть  и, слава Богу, что не сложилось с учебой, осталось его творчество самобытным и неразрывно связанное корнями с родной землёй.

Работал Мастер и над реставрацией «Восьмого чуда света» — Деревянного дворца царя Алексея Михайловича Тишайшего: в составе группы резчиков он выполнял элементы дворцовой резьбы, части крыльца, оформлял витые столбы и дворцовый орнамент.

Внутренняя отделку и убранство помещений делали в соответствии  с сохранившимися  чертежами и описанием 18 века.

Дворец один из немногих объектов не только в Москве, но и в России, который находится под эгидой ЮНЕСКО. Для столицы, всей страны, и, пожалуй, для всего мира он значит слишком многое. Это единственный в мире подлинный памятник деревянного зодчества древности. Когда его в 17 веке построили русские русские мастера-плотники, то он привел в восхищение современников. В Москву специально стали приезжать иностранцы, чтобы посмотреть уникальные терема. Уже тогда дворец Алексея Михайловича получил всемирную славу восьмого чуда света. На протяжении веков нигде в мире так и не удалось создать подобного архитектурного творения.

Икона Алексея Бортсурманского — Желание вырезать иконы из дерева у меня возникло давно, но Господь долго не допускал меня к этому. Были панно, картины и даже детские игрушки. Теперь понимаю, что я должен был пройти определенный путь к миропониманию настоящего православного христианина. Надо было укрепиться  в профессии и «вызреть» духовно, — говорит Мастер.

И в 2011 году  Господь дал больше. По замыслу архитектора, работающего над Храмом в честь Новомучеников и Исповедников Российских ,в Северо-Западном административном округе столицы (Строгино), внутреннее убранство Храма должны были составить  авторские резные иконы Александра Назарова. Год жизни Мастера прошел между домом в Курмыше и Храмом в Москве. Дома он вырезал иконы и детали украшения Храма, привозил их в Москву и по частям компоновал ярусы иконостаса. Специально для слабовидящих прихожан Мастер выполнил образ Праскевы-Пятницы.

Икона Казанской Божией Матери

Близкое знакомство с Александром дало возможность увидеть в нем удивительного человека. На протяжении многих лет он моржует, и то, что для нас является внутренним подвигом, к примеру купание в Крещенской проруби, для него это ежедневное счастье. Возможно, благодаря этому, люди, узнающие его настоящий возраст, удивляются и скидывают  ему двадцать лет. А может еще и потому, что душа Мастера не стареет и всегда открыта навстречу миру и людям.

Дом его в живописнейшем месте Курмыша, Левитану на зависть и всегда полон гостей. После посещения их дома остается стойкое светлое ощущение заряженных батареек и  незримого присутствия Бога где-то рядом. Может  быть в иконах Мастера, может быть в чаепитии под березой, всё может быть…

Но продолжение будет точно.

 

1 комментарий

Добавить комментарий