История школы

Впервые школа в селе Бортсурманы открылась в 80-е годы 19 века, она называлась церковно-приходской трехклассной. Находилась она на том самом месте, где сейчас находится бывшее здание почты. В первые годы советской власти здание это было перенесено на гору и там располагалась начальная школа. (Здание не сохранилось).
Жизнь шла своим чередом. Дети шли в школу, а старшие — в церковь. Были и такие случаи, что родители не отдавали детей в школу. Клуба в то время не было, и все мероприятия: подготовка и проведение революционных праздников, празднования по датам красного календаря — проводились в школе. И как все это было не по душе религиозным людям. Они ругались, а проходя мимо школы, плевали в ее сторону. Но, несмотря на все это, жизнь била ключом. Появилась необходимость иметь клуб. И вот жители села Бортсурманы на народной сходке стали просить освободить бывшее здание помещика Шипилова от зерносклада. Просьбу удовлетворили. Своими силами жители села отремонтировали бывший дом помещика. Здесь и располагалась школа до 1970 г. (Здание не сохранилось).Первый директор школы А.И. Мурнин

Первый пионерский отряд в школе был создан в 1925 году. В то время слово «пионер» было совсем незнакомым. Когда объявили запись в первый пионерский отряд, желающих было немного. Этот отряд состоял из 7 человек. Родители не разрешали своим детям быть пионерами, потому что они верили в бога, и их дети носили кресты. Учителям приходилось много работать с родителями по этому вопросу. Вожатых тогда не было, а были организаторы. Таким организатором был сельский комсомолец Шкилев Иван. Работать было очень трудно. Не было никакой литературы. Но он проводил с ними игры, выпускал газету и проводил пионерские собрания, где ставились вопросы учебы и успеваемости. В 1926 году с пионерами была проведена экскурсия в Столбищи с целью: познакомиться с организацией коммуны. Там в то время была коммуна, где ее председателем был Ваньков. Форму галстуков в то время не знали и не умели их, как он завязывается. Да и не было красного материала, чтобы их шить. Учителя сами приносили свои занавески, красили их в красный цвет и шили, кто как мог. Пионеры были в галстуках только в революционные праздники. Тогда была начальная школа. Заведующим был Чурганов Василий Николаевич (Княжиха). В то время работали учителями: Быстрова Ирина Андреевна (проживает в г. Куйбышеве), Мамылова Мария Михайловна (в Курмыше), Рождественская Ольга Федоровна. Чурганов Василий Николаевич.
Шел 1930 год. По решению Курмышского РК партии секретарем территориальной партийной ячейки был назначен Мурнин Алексей Иванович. В 1932 году партийная ячейка выдвинула вопрос перед районными организациями о создании в селе Бортсурманы ШКМ (школа колхозной молодежи). Поскольку эта инициатива была поддержана населением сел Бортсурманы, Ялма, Рословка, Козловка и т.д., было решено РК КПСС и исполкомом райсовета открыть с 1 сентября 1932 года такую школу. Решением исполкома Курмышского райсовета и приказом Горьковского облоно от июня 1932 года первым директором Бортсурманской ШКМ был назначен Мурнин Алексей Иванович.

Первый пионерский отряд во главе с учителями.1934 годРодители учащихся принимали активное участие в организации школы. Особенно активно участвовали Столяров А. П., Лапин Ф. Г. и другие родители. Необходимо отметить, что особенно тяжелая и огромная задача выпала на долю первого педагогического коллектива ШКМ. Первыми преподавателями были Варакин Владимир Николаевич. Он выполнял обязанности завуча и работал преподавателем русского языка и литературы. Варакина Вера Дмитриевна преподавала математику. Алексеев В.Г. работал преподавателем физкультуры и по труду. Уроки химии и биологии вела Серебрякова Валентина Павловна. Уроки по обществоведению и географии проводил Мурнин Алексей Иванович.
Коллектив был небольшим, но очень дружным. Дружба и сплоченность коллектива помогала школе решать трудные вопросы. А их в то время было немало. Нужно было создавать пионерские и комсомольские организации. Это было дело нелегкое. Многие родители, связанные с религией, не хотели, чтобы их дети были членами этих организаций. И тогда учителя шли к родителям, беседовали с ними. Беседы достигали положительных результатов. В ШКМ была создана большая комсомольская организация. И первым ее секретарем был учащийся Шкилев Сергей. Комсомольцам, кроме учебы, приходилось заниматься серьезной и трудной работой. Они принимали самое активное участие в коллективизации и в распространении государственного займа. Это были важные государственные мероприятия. И школа не могла остаться в стороне. Группами человек по десять заходили комсомольцы в дома единоличников и агитировали их вступать в колхоз. А школа во многом нуждалась, многого не хватало. Оборудования, кроме глобуса и нескольких географических карт, не было. Не было тогда и всеобщего обязательного обучения. Поэтому в 1—5 класс поступали только те, кто действительно хотел учиться. Все ученики в основном учились старательно. Большие трудности испытывали в учебниках. По некоторым предметам (например, по истории) их не было вообще. А по другим предметам, если они и были, то по одному учебнику на 7—10 человек. Экзамены в то время начинали сдавать с 3-го класса почти по всем предметам. И все же, несмотря на эти трудности, школа жила интересной жизнью. Каждую неделю по сигналу горниста устраивались собрания, на которых обсуждались вопросы дисциплины, успеваемости учащихся и определялись задачи по линии общественной работы. А ее-то было очень много в то время. Борьба с неграмотностью, коллективизация, вербовка рабочей силы на стройки пятилеток (Магнитка, Днепрогэс, Нижегородский автозавод) — и во всех этих мероприятиях учителя и ученики должны были принимать самое активное участие, т.к. они были единственной грамотной силой в деревне. Даже учащиеся младших классов имели задания по обучению малограмотных крестьян. Каждому ученику полагалось обучить 4—5 человек неграмотных, чего ребята добивались с большим успехом, так как тяга к знаниям у всех крестьян была велика. Распространение книги на селе — это | тоже входило в обязанности учащихся. Каждый получал несколько десятков книг, которые должен был продать на своей улице. Книги больше всего были на темы земледелия, элементарной санитарии, антирелигиозные и агитационно-политические. Учащиеся собирали утиль — сырье, металлолом, распространяли лотереи Осоавиахима. Тогда были распространены организации ОДД (общество «Друг детей»), МОПР(международная организация помощи борцам революции) и другие, в которых активное участие принимали школьники. Им приходилось заниматься сбором средств для этих организаций среди населения.
Шел 1933 год. Из-за отсутствия средств решением облисполкома было предложено в селе Бортсурманы закрыть ШКМ. Однако это указание не было выполнено. Этот серьезный вопрос о школе был поставлен на партийном собрании, где и было принято решение: школу сохранить, а средства получать от колхоза и с родителей. Большую помощь в решении этого вопроса оказали председатели колхозов Худошин Василий Николаевич — «Большевик» — д. Ягодное, Бухтеев Иван Федосеевич — «14 лет Октября»» — д. Ялма, Зайцев Иван Николаевич — «Красная горка» — д. Козловка, Власов Николай Петрович — «Оборона страны» — с. Бортсурманы, Семина Ольга Абрамовна — «Защита революции» — д. Рословка. Были проведены колхозные собрания, а затем собрания родителей. Таким образом, средства для школы были собраны. Школа продолжала существовать. Большую помощь в сборе средств для школы оказывала сельская комсомольская ячейка, секретарем которой был тогда Бухтеев Сергей Иванович.
1934 год. Мурнин Алексей Иванович был переведен на другую работу, и директором школы была назначена Татанова Мария Михайловна. Она вела историю. Росло количество учеников, рос и коллектив учителей. В то время в школе работали Татанов Михаил Иванович — учитель географии, Назаров Николай Владимирович — учитель русского языка и литературы, Назарова Антонида Ипатьевна — учитель химии и биологии, Назарова Ольга Михайловна — учитель химии, Попов Василий Павлович — учитель истории, Попова Александра Михайловна — преподаватель русского языка и литературы, Варакин Владимир Николаевич — завуч и учитель русского языка и литературы, Варакина Вера Дмитриевна — учитель математики, Хромин Владимир Алексеевич — работал в начальной школе, Хромина Зоя Алексеевна — учительница начальных классов.
До 1934 года собственной комсомольской организации в ШКМ не было. Было всего лишь не сколько комсомольцев, но они входили в ячейку Бортсурманского сельского Совета. Своя комсомольская ячейка образовалась лишь в 1935—1936 учебном году. Первых учеников, вступающих в ряды ВЛКСМ, принимали еще на собрании ячейки сельсовета. Прием в члены ВЛКСМ проходил очень торжественно. Это событие было большим праздником для всей школы. И первым секретарем школьной комсомольской ячейки был только что назначенный учитель Варламов Михаил. Ему было всего 18—19 лет. Жизнерадостный, находчивый, изобретательный комсомольский вожак стал душой организации. Еженедельно собирались на политзанятия. Комсомольцы-ученики полученные политические знания несли в крестьянско-колхозные массы. Все комсомольцы были агитаторами в своих деревнях. Миша Варламов, будучи хорошим организатором и затейником, привил всем любовь к художественной самодеятельности. Комсомольцы часто выступали с самодеятельностью в клубах, избах-читальнях сельского Совета. Благодаря Варламову молодые были всегда загружены интересной работой. Жизнь организации била ключом. 1937 год. В жизни школы произошли изменения. Жизнь все настойчивее требовала грамотных людей. И вот именно в это время Бортсурманская семилетняя школа стала средней. Был укомплектован 8-й класс. Это было важным событием не только в жизни школы, но и в жизни села. Жить было трудно, трудно было и учиться. Не было одежды, обуви, очень мало было книг, не хватало наглядных пособий. И очень часто учителя вместе cПервый 10-ый класс. 1941 г. учениками готовили их после уроков. Трудно! Но все же ученики не пропускали занятий и находили время активно участвовать в художественной самодеятельности. Ученический коллектив тогда занимал одно из первых мест в художественной самодеятельности. Задорно и весело исполняли пионеры и комсомольцы революционные песни, песен для детей тогда почти не было. В то время вожатой у пионеров работала Терентьева Екатерина Матвеевна. Это была первая вожатая, которая получала зарплату. Она проработала вожатой с 1938 г. по 1940 г. После Терентьевой Е.М. пионервожатой работала Мельникова Мария Федоровна.
1941 год. Страшный год. Сколько горя и бед принесла война почти во все семьи. Отцы, матери, старшие братья и сестры ушли на фронт. Вся работа легла на плечи женщин, детей и стариков. Учащимся и учителям Бортсурманской школы пришлось выполнять различную, порой и непосильную, работу. В те трудные для нашей Родины годы каждый советский человек стремился внести свой вклад в дело победы над врагом своим трудом помочь фронту. Не было ни одного ученика школы, который бы не помогал старшим в уборке урожая, в сборе местных удобрений, в сенокосе, во время сева Были и такие дни, когда в школе из-за полевых работ вообще не занимались. Школьникам вместе с учителями приходилось заготавливать дрова в лесу и подвозить их на санках к школе. И все же ребята учились. Среди учеников того времени необходимо отметить таких, которые учились только на «хорошо» и «отлично»: Иван Меченое, Михаил Рошаль, Николай Лапшов, Александр Кондратьев, Сергей Сиянов, Вера Платошина, Галина Варакина. Она была тогда секретарем комсомольской школьной организации.

Перед выпускным вечером в июне 1941 г. Учителя: В. Н. Варакин, А. Ф. Голов, Н. В. Назаров, Н. И. Куликов. Выпускники: В. Григорьева, Л. Варакина, К. Татанова, А. Чуплыгина, Н. Шкилева, М. ЕрахтинаПомогали, как могли, взрослым комсомольцы, но не отставали от них и пионеры, Пионервожатой с 1941 года по 1943 год работала Мария Ивановна Малеева. Разную работу приходилось выполнять пионерам: собирать колоски, собирать и готовить теплые вещи для фронтовиков, шить кисеты, убирать урожай картофеля, собирать лекарственные трат вы и сдавать в аптеку. Ученики собирали посылки и отсылали солдатам-. Одна посылка попала в воинскую часть, где воевал Мельников Илья Дмитриевич (отец учителя истории Мельникова Ивана Ильича). Мельников Илья Дмитриевич имеет награды за участие Великой Отечественной войне: орден Славы III степени, орден Славы II степени, две медали «За отвагу», медаль «За взятие Берлина», медаль «За победу над Германией». Бойцы этой части вели переписку с пионерами школы. Ребята в своих письмах рассказывали об учебе, о работе в колхозе.
В 1941 году был выпущен первый десятый класс Бортсурманской средней школы. Многие выпускники, которые после окончания 10-го класса ушли на фронт, погибли в боях за Родину. На снимке среди выпускников 1941 года можно увидеть учителей Бараки-ну В. Д., классного руководителя этого класса, Варакина Н. В., Назарова Н. В., Назарову А. И., Куликова ;Н, Н. и др.
В 1945 году окончилась война. Весь советский народ начал восстанавливать разрушенное хозяйство. Школьники оказывали большую помощь взрослым: они собирали золу, куриный помет, летом — колоски. Родному колхозу помогали также и ученики начальных классов во главе со своими учителями Князьковой М. Г., Шибаевой М. И., Бухтеевой Л. И., Татановой Е. И. и др.
Пионерская дружина взяла шефство над колхозной птицефермой, где ребята сами ремонтировали клетки и заготавливали корм: крапиву, ракушки. Ученики ухаживали за цыплятами. Отрядными вожатыми в то время были сами учителя. С 1945 года по 1948 год старшей пионервожатой в школе работала Тюрина-Кузнецова Антонина Александровна. Она проводила большую интересную работу с пионерами, направляя их на хорошую учебу и общественную работу. Среди учащихся проводилась широко спортивно-оборонная работа, а также развивалась художественная самодеятельность как учителей, так и учащихся. Сводный хор и другие номера самодеятельности часто занимали первые места на районных смотрах. Организатором этой работы являлась Варакина Вера Дмитриевна, которая была награждена орденом «Знак Почета». Активистами общественной работы были ученики: Давыдов Михаил, Бухтеев Иван, Шигин Петр, Григорьева В., Басов П., Шкилева В., Кириллов Н. После войны некоторые эвакуированные учителя уезжают из школы в родные места, например: Большакова Е. О. (преподаватель русского языка и литературы), Глушак (физик), Калинских Е. И. (учитель географии и биологии). Школа остается без квалифицированных кадров, и по решению Курмышского РК партии и роно она из средней становится семилетней. Директором школы назначается Варакин Владимир Николаевич, который за безупречную работу в деле обучения и воспитания учащихся награжден орденом Трудового Красного Знамени. Коллектив учителей тех лет: Мурзанева В. М. — завуч, секретарь парторганизации, Татанова Е. Д. — учитель русского языка и литературы, секретарь-комсорг, Варакина В. Д. — математик, Ляпаев В. И. —физик, Шкилева Е. Д. — историк, Мельников И.И. — физрук, Варакина О. В. — биолог, Бухтеева Л. И., Мельникова Е. Д., Степанова В. А., Захарова В. Н. — учителя начальных классов, Тюрина А. — ст. пионервожатая, Мельникова В. Д. — завхоз, Ляпаева А.- буфетчица.

Учительница начальных классов Е. И. Татанова со своими учениками. 1946 г.Условия для работы в школе в послевоенные годы были очень трудными: недоставало учебников, тетрадей и др. учебных пособий, освещение и отопление в классах было очень плохим. Несмотря на это, многие учителя школы отдавали все свои силы делу обучения и воспитания учащихся. Среди учителей-энтузиастов можно назвать учительницу начальных классов Шибаеву М. И., труд которой был отмечен рядом наград Родины: медалью
«За трудовую доблесть», орденом «Знак Почета» и значком «Отличник просвещения СССР».
В 1951 году Варакин В. Н. освобождается от работы директором по болезни, и назначается директором Мурзанева Валентина Михайловна. Наша страна восстанавливала народное хозяйство и ей нужны были специалисты со средним и высшим образованием. Школа | вновь укомплектовывается квалифицированными специалистами. Народ на селе потянулся к знаниям. В j 1953 году в школе открывается 8-й класс, и директором школы назначается Назарова Ольга Михайловна, которая работала до 1956 года. В 1955 году после долгого перерыва школа выпустила вновь десятый класс.
Из воспоминаний учителя школы Т. Г. Загарской: «Сегодня, осмотрев экспозицию школьного музея, я ярко вспомнила кусочек своей жизни, связанный с Бортсурманской средней школой.
Окончив в 1954 году физико-математический факультет Горьковского педагогического института, я получила направление в вашу школу. В тот год после длительного перерыва в ней появились 10-е классы и педколлектив увеличился за счет молодых специалистов. В тот же год прибыли литератор Кириллова Любовь Михайловна, историк Панова Валентина Борисовна, затем преподаватель немецкого языка Жукова Леона Ивановна. Позже в этот коллектив вливались (с 1954 года по 1959 год) Антопы, Вербицкие, Дементьевы, Суркова Е. Д., Десятниковы, Шибаевы.

Бывшее здание среднеё школыОчень тепло встретил нас педколлектив, помог освоиться в школе, поддерживать уверенность в своих силах, приобретать учительский опыт. Дружный был коллектив, работоспособный, ответственный. Своего директора Назарову Ольгу Михайловну (а позднее Десятникова Константина Степановича) никогда не подводили. И удивительно дружественные и теплые отношения были между членами педколлектива — доверительные. Десятых классов в 1955 году выпустили два, в одном из них я вела классное руководство и уроки математики, физики, астрономии в обоих классах. Классы были человек по 25. Тогда у нас учились ребята из Болобонова, Мальцева, Качалова, Воскресенского. Жили на частных квартирах и в общежитии на школьной территории. Школа располагалась в доме бывшего помещика Шипилова и представляла собой вытянутое «в струнку» здание, где по обеим сторонам длинного коридора — классы, классы; и к нему пристрой (как крышка к букве Г). В этом пристрое и были два десятых класса, разделенные разборной перегородкой. В праздничные дни ее разбирали и в образовавшемся большом зале устраивались вечера. Электричества тогда не было, занятия в зимние сумерки велись при керосиновых лампах. А на вечера подвозили к школе «кинодвижок», и в зал подавалось электричество. Одно это в ту пору уже создавало праздничное настроение (спасибо киномеханику этих лет Власову Петру Алексеевичу). Чтобы больше ребят танцевало, пришлось организовывать несколько уроков танца под патефон, привезенный с собой из Горького. Патефон в те времена тоже был в селе редкостью. Был в школе хор (под руководством Арвида Владимировича Аншопа), который занимал на районных смотрах призовые места. «Мой» 10 «а» шефствовал над МТФ, где проводили концерты, лекции и просто читали художественные произведения. Заведовал МТФ в то время Бухтеев Сергей Иванович. Несмотря на разницу в возрасте всего в 4—6 лет, ученики 10-х классов воспринимали нас очень серьезно. По успеваемости, конечно, был разброс, но в основном учились ребята усердно, старательно и с интересом. Приятно вести урок, когда тебя слушают внимательно, стараются понять и доверяют. До сих пор свежи впечатления от уроков опытных коллег.
Поражали своей насыщенностью материала, плотностью внимания учащихся, собранностью преподавателя математики Марии Федоровны Сидориной ее уроки по геометрии. Переступая порог класса, она уже называла фамилии тех, кто должен идти к доске, и к какой из них (были еще и переносные доски на ножках) и на какой вопрос готовить ответ. Далее молниеносный диалог с дежурным: «Кто отсутствует?», и пошел профессиональный процесс обучения.
Уроки Галины Алексеевны Афанасьевой по географии тоже впечатляли и учили многому. И уровень материала, и манера поведения учителя на уроке, и взаимоотношения «учитель—ученик» — все было показательно. И мы у них учились. Тепло вспоминаю об учениках тех лет. Особенно эпизод, когда из-за болезни оказалась в районной больнице (в Курмыше) и однажды окно палаты «накрыла туча». Это большая группа учеников, пришедшая пешком (в связи, кажется, с обменом комсомольских билетов), навестила свою учительницу.
Учитель тогда был основным источником информации, ведь не было ни радио, ни тем более телевизоров. Приятно, что некоторые выпускники тех лет возвратились в школу учителями, это, например, Ю. К. Шибаев, Л. Д. Молюшкина (Горулева), А. И. Бесова. И тем более радостно видеть своих коллег тех времен, продолжающих трудиться или находящихся на заслуженном отдыхе»Коллектив учителей в 1963 г.
Многие выпускники первого и второго выпусков средней школы получили высшее и среднее специальное образование: Губина Софья (педучилище), Шкилева Вера (пединститут), Зайцева Зина (медицинское училище), Шабаев Николай (сельхозинститут), Сиянова Людмила (библиотечный техникум), Шибаев Юрий (пединститут) и многие, многие другие. С 1956 года по 1960 год директором школы работал Десятников Константин Степанович, а с 1960 года по 1969 год директором работал Шибаев Владимир Константинович.Коллектив учителей в 1968 г.

  В 1960 году школа становится восьмилетней, а в 1962 году вновь открывается 9-й класс. В 1963—64 учебном году снова  выпускается 10-й класс (классный руководитель Шибаев Ю. К .), в 1964—65 учебном году выпуска из десятого класса не было, т.к. школа перешла на 11-летнее обучение, а в 1965—66 учебном году школа становится снова десятилетней и выпускает два класса: 10-й (классный руководитель Афанасьева Г. А.) и 11-й (классный руководитель Новиков Г. П.). Затем ежегодно школа выпускает по одному— два десятых класса: в 1966—67 учебном году (классный руководитель Дементьев В; И), в 1967—68 учебном году (классный руководитель Шибаева Н. М.), » 1968—69 учебном году (классный руководитель Мельников И. И.), в 1969—70 учебном году (классный руководитель Панфилова А. Г.), в 1970—71 учебном году (классные руководители Шибаев В. К. и Панфилова А. Г.), в 1971—72 учебном году (классные руководители Шибаева Л. И. и Афанасьева Г. А.), в 1972—73 учебном году (классный руководитель Дементьев В. И. и Фатин В. Ф.).
В 60-е годы материальная база школы крепнет. Учителя, не имеющие законченного высшего образования, учатся в вузах заочно и становятся квалифицированными специалистами, но некоторых учителей постоянно недостает: особенно преподавателей физики, химии и математики.

Коллектив учителей в 2000 г.   Коллектив учителей и учащихся живет в эти годы интересной жизнью. Улучшается качество учебно-воспитательной работы. Учителя и учащиеся принимают активное участие в общественной жизни школы и колхоза, в художественной самодеятельности и спортивных соревнованиях. Коллективы учителей и учащихся ежегодно награждаются различными грамотами, а в 1967 году за успехи в деле обучения и воспитания учащихся школа награждается Похвальной грамотой Министерства просвещения РСФСР. Партия и правительство ставят перед советской школой новые, более сложные задачи по завершению перехода ко всеобщему среднему образованию, а это требует дальнейшего укрепления материальной базы школы и строительства нового здания. В 1969 году директором школы назначается Шибаев Ю. К. Он проработал на этой должности до своей преждевременной смерти в 1998 году. Школа и образование за эти годы получила новое развитие. В новом двухэтажном здании стал возможен переход на кабинетную систему. В эти же годы получило большое развитие интернациональное воспитание. Ученики вели переписку со школьниками ГДР, организовывали встречи с Шолинской школой из Чувашии.
В 1999 году директором школы назначен молодой специалист Светлана Александровна Васильева. В школе к концу века учеников осталось мало — 109 человек.

Добавить комментарий